В нашем районе и городе вот уже несколько лет реализуется республиканская целевая программа «Доступная среда». Большая работа проводится в образовательных учреждениях, так как данный документ предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Один из главных ориентиров данного документа - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
На днях мы побывали в средней школе №1, где многое делается по реализации вышеназванной программы. Учебное заведение оснащено специальным, в том числе учебным компьютерным оборудованием. Были проведены ремонтно-хозяйственные мероприятия: реконструированы входные группы, двери, изготовлены пандусы, переоборудованы санитарные комнаты. На выделенные средства приобретена мебель: специализированные парты, компьютерные столы, шкафы.
В специально оборудованных кабинетах коррекции и ЛФК есть наборы для развития моторики, восприятия и сенсомоторной памяти, беговая дорожка, тренажёры с гимнастическим и спортивным снаряжением. В сенсорной комнате расположен сухой бассейн, воздушно-пузырьковая колонна, УФ-лампа.
По словам директора школы Р. М. Гафиятуллина, на реализацию данной программы было израсходовано более двух миллионов рублей. «Чтобы успешно работать с детьми-инвалидами, нужно овладеть соответствующими приёмами и методами, - говорит он. - Здесь должны учитываться как методические, так и психологические, медицинские аспекты. Ведь школа должна быть адаптирована для детей-инвалидов не только как здание, учитывать особые потребности нужно и в организации образовательного процесса. Программа предусматривала подготовку и повышение квалификации педагогов. Они обучались на дистанционных курсах в Московском психолого-педагогическом институте, а также прошли курсы повышения квалификации».
Сегодня в средней школе №1 обучаются около 70 детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе учебного заведения с ними проводятся индивидуальные занятия, а созданные условия позволяют участвовать во всех видах и формах социальной жизни.