В редакцию позвонила жительница многоквартирного дома, расположенного в южной части города. Не представившись, начала рассказывать о проблеме с бытовым мусором, объясняя, что нерегулярно приезжает машина для его сбора. «Выпустив пар», сказала в завершение: «Делайте что-нибудь. Решайте вопрос с ЖРЭУ!»
К директору ЖРЭУ №4 Анатолию Степановичу Рогожа отправились утром. Застали его в кабинете со специалистами участка. Обсуждались вопросы по результатам работы с должниками за жилищно-коммунальные услуги.
- Это одна из актуальных проблем, - говорит начальник ЖРЭУ. - Специалист по работе с населением и в выходные дни обходит квартиры, встречается с задолжниками, беседует, вручает предупреждения о погашении задолженности. Положительный результат есть. А с проблемами, которые возникают в домах, квартирах, конечно, звонят нам. И по поводу отсутствия мусоровоза не только знаем, мы и сами заинтересованы в том, чтобы он приезжал регулярно. Ведь сейчас наши дворники вынуждены убирать пакеты с бытовыми отходами, которые жители многоквартирных домов оставляют во дворах, так как не дожидаются мусоровоза. И мы бы рады решить данный вопрос, но он не в нашей компетенции.
А. С. Рогожа рассказывает, что в своей работе они часто сталкиваются с тем, что жильцы многоквартирных домов попросту не знают, куда обращаться, и звонят с претензиями в ЖРЭУ. Да, собственникам квартир не хватает знаний, чтобы грамотно воспользоваться своими правами, которые они получили. К примеру, как без профессионалов решить, что в первую очередь нужно дому - ремонт подъездов или замена окон? Хорошо, когда среди жильцов находится человек, желающий разобраться в правах и обязанностях собственников, взять на себя смелость заняться «жизнью» многоквартирного здания.
По словам Анатолия Степановича, таких людей пока немного, но с каждым годом их становится всё больше. В пример приводит председателя домового комитета по ул. Школьной, 3А Анатолия Михайловича Прокудина. Он с пониманием относится к проблемам дома, грамотно подходит к распределению имеющихся средств, находится в постоянном контакте с ЖРЭУ и управляющей компанией. Помогает проводить с жильцами разъяснительную работу, на которую уходит так много времени и от которой зависит эффективность деятельности организаций, обслуживающих многоквартирные дома.
Не секрет, что и не все специалисты предприятий ЖКХ могут грамотно дать жильцам домов ответ на вопрос. В нашей стране при наличии такой важной отрасли, как ЖКХ, нет вуза, который бы готовил специалистов для жилищно-коммунального хозяйства. Более того, если ранее в нашем городе можно было выучиться на слесаря-сантехника, то теперь их готовят на местах.
- Сегодня обучением слесарей-сантехников занимаются наши работники, многие из которых уже на пенсии, - поясняет А. С. Рогожа. - Приходят и толковые ребята, хорошо, если они останутся на предприятии. Благодаря наставникам - бригадиру слесарей-сантехников В. А. Брыжову, газоэлектросварщику Г. А. Иванову - учим на практике молодых. А всем специалистам ЖКХ, на мой взгляд, необходимо обязательное умение грамотного общения с населением. Где этому научат? Не знаю.
Сам Анатолий Степанович в отрасли жилищно-коммунального хозяйства трудится почти 25 лет (с 1992 года). А опыт значит многое в любом деле. Кроме того, и его супруга Марина Васильевна работает диспетчером в аварийно-диспетчерской службе ООО «УКЖХ», так что разговоры, порой, споры на профессиональную тему случаются и дома.
ЖКХ сумело объединить всех россиян, проживающих в многоквартирных домах. Включите телевизор, возьмите газеты и обязательно найдёте актуальную передачу, злободневную статью, которые посвящены теме ЖКХ. Вот только зачастую в них кто-то просто «выпускает пар», обвиняя друг друга в бездействии, безынициативности, халатности, безразличии, а конкретные вопросы наших домов решаются на местах. И успешнее всего - в форме конструктивного диалога.
За комментарием по вопросу сбора бытового мусора из многоквартирных домов мы обратились к заместителю главы Администрации района по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктуре И. Н. Фёдорову.