В последнее время возросло количество так называемых преступлений «нового поколения», совершённых с использованием средств мобильной связи и Интернета. Так, с начала года в Отдел МВД России по Мелеузовскому району поступило 701 заявление о мошенничествах и кражах, совершённых с банковских карт и счетов заявителей.
К числу наиболее распространённых преступлений можно отнести кражи денежных средств с банковских карт при помощи услуги «мобильный банк». Механизм преступления очень прост. При получении банковской карты при помощи услуги «мобильный банк» человек привязывает к ней свой абонентский номер, так как это очень удобно и есть возможность отслеживать движение денежных средств. Через некоторое время сим-картой пользоваться перестаёт, а услугу «мобильный банк» от неё не отключает. По истечении определённого времени, в связи с неиспользованием сим-карты, сотовый оператор передаёт её новому пользователю, который начинает получать смс-уведомления о движении денежных средств по банковской карте и может свободно распоряжаться денежными средствами.
Как избежать данной ситуации?
При подключении всевозможных услуг к своей банковской карте, подключайте только свой абонентский номер, а в случае если вы не собираетесь долгое время пользоваться им, необходимо обратиться в отделение банка и отключить все услуги. По истечении определённого времени вновь обратитесь в отделение банка и проверьте, отключена ли та или иная услуга от вашей банковской карты.
Имеют место и преступления, совершённые путём обмана или злоупотребления доверием. На используемый вами сотовый телефон приходит смс-сообщение с неизвестного номера с текстом «ваша банковская карта заблокирована, для разблокирования позвоните по номеру…». Вы совершаете вызов на указанный номер, где трубку телефона поднимает человек, который представляется сотрудником банка и называет операции, которые вам необходимо совершить по заблокированной карте. Ничего не подозревая, вы совершаете операции и самостоятельно переводите свои денежные средства на абонентские номера или иные счета злоумышленников.
Что делать?
Изначально давайте подумаем, почему сотрудники банка присылают вам смс-сообщения и указывают в данных сообщениях абонентские номера различных сотовых операторов? Сотрудники банка, как правило, используют лишь стационарные телефоны. И ещё, каким образом вы можете совершить операции по банковской карте, если она заблокирована?
Возможно хищение денежных средств и по объявлениям, размещённым в сети Интернет. Вы находите ту или иную вещь, которую очень давно собирались приобрести, но не по той цене, а по цене, которая уступает рыночной стоимости. В объявлении указываются абонентские номера для согласования дальнейших действий по покупке, однако та вещь, которую вы собираетесь приобрести, никогда не продавалась и вы добровольно переводите свои денежные средства на абонентские номера. А предмет покупки по истечении времени поставки так и не получаете.
Как избежать данной ситуации?
Народная пословица гласит: «Бесплатный сыр - только в мышеловке». Так что, перед тем как совершить оплату покупки в сети Интернет и перечислить свои денежные средства, хорошо разузнайте о покупаемом товаре, лице или организации, осуществляющей продажу, отзывы. У физического лица попросите копии документов, удостоверяющих личность.
Всё это - лишь малое количество преступных схем мошенничества. Проявляйте логическое мышление и здравый смысл. В непредвиденных ситуациях исключите панику и пытайтесь действовать хладнокровно. Если вы сами не захотите быть обманутыми, то и мошенник не достигнет своей главной цели, не сможет манипулировать вашей психикой.
В случае совершения в отношении вас мошенничества, незамедлительно сообщайте в правоохранительные органы по месту жительства по телефонам: 02, 3-18-02.
Ирик НАБИУЛЛИН,
следователь СО Отдела МВД России по Мелеузовскому району, старший лейтенант юстиции.