19 декабря в Доме Правительства республики Рустэм Хамитов
провёл заседание рабочей группы при Главе Башкортостана по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. В нём приняли участие члены Правительства РБ, руководители правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств, представители общественных организаций.
На заседании обсуждались итоги реформирования контрольно-надзорной деятельности в регионе в 2017 году, задачи на предстоящий период, а также пилотный проект по синхронизации контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства и потребительского рынка.
Стенограмма вступительного слова Рустэма Хамитова:
Добрый день, коллеги!
Мы начинаем заседание нашей рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Обсудим сегодня вопросы в части реформирования в республике такого рода работы.
Напомню, что реформирование контрольно-надзорной деятельности – одно из стратегических направлений, обозначенных руководством страны. На федеральном уровне есть соответствующая приоритетная программа, в рамках которой мы с вами должны целенаправленно работать.
Главная цель этой программы – снизить нагрузку на бизнес, повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Надо уходить, насколько это возможно, от «карающей» модели работы к «корректирующей», «помогающей». Работа наших контрольно-надзорных органов должна оцениваться не по объёму отчётов, числу проверок, выданных предписаний, сумме выписанных штрафов. Основным показателем её качества должно стать улучшение реальных показателей безопасности граждан, качества бизнес-процессов.
Ключевым направлением реформы является переход на риск-ориентированный подход. Мы об этом говорили, когда приезжал министр Российской Федерации Михаил Абызов. В том числе говорили о том, что частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.
Большинство предпринимателей – малых и средних предприятий – принадлежит к низкой категории риска, их деятельность не несёт серьёзной угрозы. Традиционный подход к проверкам не учитывает порой этой разницы, определяя предельную глубину и тщательность проверки каждого подконтрольного субъекта. Риск-ориентированный подход позволяет сконцентрировать контроль в первую очередь там, где это нужно в наибольшей степени, а также избежать дублирования функций различных ведомств.
Коллеги!
Сегодня предстоит рассмотреть вопрос распределения полномочий в сфере ветеринарного контроля между Управлением Россельхознадзора по Башкортостану и Управлением ветеринарии республики. Два ведомства, которые очень часто пересекаются в своей деятельности и, собственно говоря, создают ненужные сложности в проверяемой отрасли.
Предлагается создать единый реестр подконтрольных объектов с разделением их по степеням риска и последующим закреплением за федеральным или региональным ведомствами. Важно, чтобы присвоением объекту категории риска по масштабу потенциального вреда занимались высокопрофессиональные специалисты, а сам процесс создания реестра был максимально прозрачным.
Вопрос ветеринарного контроля с учётом ущерба от летне-осенней эпидемии ящура особо важен для республики. Цена ошибки здесь достаточна велика.
Основной принцип работы контролёров – упреждение или профилактика возможных нарушений. Вместо выявления постфактум уже причинённого вреда и наказания виновных упор нужно делать на сервисном сопровождении бизнеса – консультировании, системном аудите, в целом поддержке его развития.
В сентябре этого года на федеральном уровне утверждён Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, который будет повсеместно внедряться в следующем году, фактически уже через месяц. Надзор должен научиться грамотно распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес – ощутить реальное снижение административной нагрузки.
Ещё раз хочу сказать, что главное – это, конечно же, упреждение и профилактика. Если бы контрольные органы нормально проверяли те сферы деятельности, в которых они работают, то, возможно, у нас не было бы или по крайней мере было бы меньше обманутых дольщиков, травм на производстве, несчастных случаев. Мы бы меньше находили разрушенных конструкций самых разных мостов, домов, прочих сооружений и т.д. То есть ещё раз – упреждение и профилактика. Вот главное направление контроля.
Понятно, что задачи, которые ставятся в рамках реформы контрольной системы, требуют более высокой квалификации инспекторского состава. Предупреждать – это намного сложнее, чем уже постфактум идти на происшествие и выявлять причины. Государственные инспекторы принимают решения, от которых зависят не только качество экономических процессов, но и жизнь, здоровье граждан. Они должны обладать всеми необходимыми знаниями и компетенциями, на высоком уровне освоить навыки работы с современными информационными системами. Сегодня нужно выстраивать принципиально новую систему подготовки сотрудников, которые работают в контрольных ведомствах, повышения их квалификации.
Главное в реформе контроля – изменить сам принцип работы инспектора. Вместо команды «любой ценой найти нарушения и наказать» должны быть профилактика, предотвращение рисков и ущерба, партнёрское отношение к бизнесу.
Мы же знаем, что порой проверяющие приходят и ищут, а не найдя, всё равно продолжают искать нарушения. Говорят: «Слушай, если мы ничего не найдём, то наша работа будет оценена некачественно». Собственно говоря, ни для кого это не секрет. Не хочу никого обидеть, но реально зачастую это так. И вереница контролеров – один за одним – ходят и ходят на предприятия. Понятно, конечно же, нарушение можно найти всегда: либо запятая в документе не там стоит, либо, может быть, существует какое-то незначительное нарушение и т.д. Поэтому любой ценой искать нарушения, возводить это в степень и требовать, чтобы все инспекторы только этим и занимались, считаю, неправильно.
Общество ждёт повышения качества и прозрачности контрольно-надзорной работы, её конкретных результатов, которые должны выражаться в обеспечении безопасности и экономической свободы. Кроме того, конечно же, в любой контрольной работе надо исключать субъективизм. Контроль и надзор не должны быть методом сведения счётов и т.д. Вы понимаете, о чём я хочу сказать. Безусловно, субъективизм должен быть полностью исключен из контрольно-надзорной практики.
Рассчитываю, что члены рабочей группы смогут выработать содержательные предложения по всем направлениям совершенствования контрольно-надзорной деятельности в республике.
<…>
***
Заместитель Премьер-министра Правительства Башкортостана – руководитель Аппарата Правительства республики Илшат Тажитдинов представил промежуточные результаты проводимой в регионе реформы контрольно-надзорной деятельности.
В соответствии с этим направлением стратегического развития России действует соответствующая приоритетная федеральная программа, которая предусматривает снижение к 2025 году административной нагрузки на бизнес в два раза.
По словам Илшата Тажитдинова, в Башкортостане осуществляются 22 вида регионального государственного контроля и надзора. В части совершенствования нормативно-правового регулирования контрольных мероприятий утверждены административные регламенты исполнения государственных контрольных функций, сформированы прозрачные правила и обеспечена открытость действий инспектора в ходе проводимых мероприятий. На официальных сайтах республиканских контрольно-надзорных органов размещена информация, содержащая перечни и тексты нормативных правовых актов по видам контроля и надзора.
Кроме того, по аналогии с федеральными органами власти организованы публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, проводимые республиканскими министерствами и ведомствами. С целью большего охвата подконтрольных субъектов дополнительно внедрён функционал онлайн-трансляций публичных обсуждений.
Сокращается количество плановых проверок. В результате проведённой работы их количество в 2018 году будет снижено на 20 процентов. Как отметил Илшат Тажитдинов, определяющим должно стать предупреждение негативных явлений.
Наряду с профилактическими мероприятиями предстоит упорядочить и саму проверочную деятельность. В частности, предстоит сформировать «чек-листы» – исчерпывающие списки контрольных вопросов, по сути, программа проверки.
– На федеральном уровне эта работа уже проводится, – сказал Илшат Тажитдинов. – Республиканским органам исполнительной власти предстоит разработка и внедрение «чек-листов» в 2018 году.
О совершенствовании системы контрольно-надзорной деятельности на ведомственном уровне на примере Федеральной налоговой службы рассказал руководитель управления ФНС по республике Марат Вахитов. Усилия территориальных органов Федеральной налоговой службы сосредоточены на оптимизации контроля за соблюдением российского законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Так, с 2017 года внедряется поэтапный переход бизнеса на инновационные кассы. Новая технология ККТ, основанная на онлайн-передаче информации в налоговые органы, способствует борьбе с теневой экономикой за счёт увеличения прозрачности ведения бизнеса, стимулирования более здоровой деловой среды и конкуренции.
Кроме того, УФНС России по РБ существенно сократило количество выездных проверок – с 1 807 в 2012 году до 654 – в 2016 году. По итогам 2017 года этот показатель планируется снизить до 567 мероприятий.
Об оценке проводимых мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности предпринимательским сообществом участникам заседания рассказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин.
По итогам опроса, проведённого среди 5,3 тысячи предпринимателей региона, контрольно-надзорная деятельность по-прежнему остаётся одной из наиболее острых для бизнеса проблем наряду с высокими налогами и дорогими кредитами. Бизнес-омбудсмен также отметил увеличение числа внеплановых проверок на фоне сокращения плановых.
Вместе с тем предпринимательским сообществом положительно оценены реформы, направленные на повышение прозрачности надзорных мероприятий: внедрение единого реестра проверок, устранение избыточных, устаревших требований, дублирования надзорных функций и, в целом, переход на профилактику нарушений.
***
На заседании также обсуждались перспективы реализации в Башкортостане пилотного федерального проекта по синхронизации контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, перерабатывающих пищевых производств и потребительского рынка.
К таким функциям относятся государственный надзор за качеством и безопасностью пищевой продукции, ветеринарный контроль, лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, контроль в сфере охраны здоровья граждан, надзор в области радиационной безопасности, лицензионный контроль.
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в этой сфере не только оптимизируется количество проверочных мероприятий, но также совершенствуются механизмы осуществления контроля, в том числе общественного. Так, Башкортостан одним из первых в России приступил к идентификации животных с созданием единой базы данных, что позволит вести их строгий учёт и контролировать перемещение. Активно внедряется ветеринарная электронная сертификация. Создана «горячая линия» по вопросам нарушения законодательства в области ветеринарии.
В то же время, как сообщил Илшат Тажитдинов, по результатам мониторинга контрольно-надзорных функций республиканских управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора, Госкомитета по торговле и защите прав потребителей и Управления ветеринарии выявлено дублирование ряда функций ветеринарного контроля.
Для реализации пилотного проекта было предложено создать единый реестр подконтрольных субъектов с разделением по степени риска. Субъекты с чрезвычайно высокой, высокой и средней степенями риска будет проверять региональное управление Россельхознадзора, а умеренная степень риска будет находиться в ведении Управления ветеринарии республики.
Источник и фото: сайт Главы РБ.