Ни одно коммерческое средство массовой информации до сих пор не смогло взять на себя тот массив социально значимых функций, которые выполняют государственные СМИ республики. Об этом говорилось на расширенном заседании коллегии Агентства по печати и СМИ РБ, состоявшемся на минувшей неделе в Уфе.
В работе коллегии приняли участие Премьер-министр Правительства Башкортостана Р. Х. Марданов, руководитель Агентства печати республики Б. Н. Мелкоедов, пресс-секретарь Главы РБ Ф. М. Ягафаров, ведущие сотрудники Администрации Главы, аппарата Правительства РБ, руководители республиканских, районных, городских и объединённых СМИ (электронных и печатных) республики, а также полиграфических предприятий.
В целом по итогам минувшего года объём субсидий увеличился на 10%, однако при детальном рассмотрении этот рост коснулся так называемых «электронщиков». На республиканские телевидение, радио и Интернет-СМИ в 2016 году господдержка была увеличена на 22%, в то же время для прессы снижение бюджетных дотаций составило более 10% (из бюджета республики на протяжении многих лет не получает дотации ряд городских и объе-
динённых изданий, в том числе «Туймазинский вестник», «Стерлитамакский рабочий», «Кумертауское время», «Восход» и «Путь Октября», при этом данные газеты, находясь на самоокупаемости, выполняют госзадания по социально значимым темам - ред.). Совокупная доля печатных СМИ в общем объёме господдержки за год снизилась с 44% до 36%.
«В расчёте на тысячу населения по субсидиям СМИ по итогам 2016 года в Приволжском федеральном округе Башкортостан пропустил вперёд Татарстан и Мордовию, - отметил в своём докладе Б. Н. Мелкоедов, - но, несмотря на это, все возложенные задачи подведомственными редакциями были выполнены, включая проведение на высоком уровне выборов в Государственную Думу ФС РФ в обновлённом формате».
О необходимости введения обязательных стандартов осуществления подписки для республиканских бюджетных организаций говорила, подводя итоги года, генеральный директор ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан» В. М. Хакимова.
Опытом работы поделился главный редактор ишимбайской газеты «Восход» А. Ф. Умитбаев.
Главный редактор информационного агентства «Башинформ» А. В. Валиев в своём выступлении заострил внимание собравшихся на том факте, что 84% прочтений и просмотров сконцентрированы на негативных новостях (пожары, убийства, аварии, отравления, воровство, бандитизм и т. д.). Именно это вызывает наибольший отклик у Интернет-читателей, активные ссылки в социальные сети, копирование и переадресацию в «глобальной паутине». У рекламодателей такая активность вызывает коммерческий интерес. А значит, на «чернухе» можно сделать бизнес-модель для любого СМИ и не ждать поддержки от бюджета.
Но как же быть с социально значимыми функциями государственных СМИ? Не секрет, что многие «жёлтые» издания «делают деньги», используя, а порой и публикуя, слухи, сплетни, непроверенные факты, клеветнические заявления, различные бездоказательные обвинения, заодно сводя счёты со своими конкурентами под видом «гласа народа» или же помогая за деньги бизнесменам «разбираться» с их конкурентами с помощью «чёрного пиара». В связи с этим поддержка СМИ является инструментом взаимодействия государства с обществом на позитивных началах, а её сворачивание приведёт к социальным катаклизмам.
Данная мысль нашла поддержку у Премьер-министра Р. Х. Марданова. В своём выступлении, которое подводило итог заседания коллегии, он сказал, что «информацию необходимо преподносить так, чтобы у жителей республики не возникло чувство безысходности». Ведь и без этого много случаев суицидов, других отрицательных, социально опасных явлений. Никто, кроме государственных СМИ, не обязан бороться с ними. Для негосударственных редакций на первом месте стоит рентабельность, зарабатывание денег, выполнение заказа владельца, учредителей. Хотя есть предложения сократить на 18% общий объём финансирования госСМИ республиканским бюджетом в 2017 году, всё же окончательное решение ещё не принято.
В завершение расширенной коллегии была принята резолюция с планом деятельности на перспективу.