Признаки сверхактивности проявляются у ребёнка уже в дошкольном возрасте. Дети неусидчивы, неорганизованны, чрезмерно подвижны. В дальнейшем неустойчивость и агрессивность приводят к конфликтам в коллективе не только в школе, но и в семье. И если дошкольнику не оказать своевременную помощь, то в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.
Эти дети испытывают сложности при выполнении предложенных заданий, на вопросы отвечают не задумываясь, не дослушав их до конца, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий или во время игр. Много болтают, спокойно и тихо играть не могут, легко отвлекаются на посторонние стимулы. Часто теряют вещи в детском саду, дома, в школе.
К сожалению, именно семья является причиной возникновения гиперактивности как способа поведения ребёнка. Свой негативный вклад могут привнести также болезнь, травма или их последствия. При воспитании своего чада избегайте проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, завышенных требований, которые он не в состоянии выполнить.
Советы родителям
Сдерживайте свои бурные эмоции, особенно если огорчены или недовольны поведением ребёнка. Избегайте категоричных слов и выражений, жёстких оценок, упрёков, которые могут создать напряжённую обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить «нет», «нельзя», «прекрати». Попробуйте переключить внимание малыша, и если получится, сделайте это легко, с юмором. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребёнка и никогда не унижайте его.
Определите для него круг его обязанностей, а их выполнение держите под постоянным наблюдением и контролем твёрдо, но не жёстко. Чаще отмечайте его усилия и хвалите, даже если результаты далеки от совершенства.
Наберитесь терпения: к подростковому возрасту, а иногда и раньше, гиперактивность проходит. Любите вашего ребёнка, помогайте ему быть успешным, преодолевая вместе с ним трудности.
Галина БЕЛИЦКАЯ,
психолог детского сада №21.