Научить учиться18 авг 2016 / Лента новостей

В Уфе прошел традиционный республиканский августовский педсовет. Педагоги, родительская общественность, представители науки и специалисты органов образования обсудили итоги минувшего года и определили задачи на предстоящий учебный год.

Новый формат

По поручению главы региона республиканский педсовет проходил в новом формате — в течение пяти дней (с 8 по 12 августа), каждый из которых был посвящен определенной теме, работали «круглые столы», дискуссионные площадки, мастер-классы — мероприятия были организованы в школах, детском саду и во Дворце детского творчества. Обсуждались вопросы общего образования, воспитательной работы и инклюзивного образования, а также дополнительного и дошкольного образования.

В пленарном заседании республиканского педсовета выступил Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. Руководитель региона затронул, в частности, следующие темы.

Оплата труда педагогов

— В этом году республика дополнительно изыскала 1млрд рублей, чтобы поддержать педагогов и работников культуры. В то же время некоторые муниципалитеты не обеспечивают свои обязательства по оплате труда работников муниципальных учреждений образования. Наиболее проблемных территорий— 25. Прошу глав администраций районов и городских округов принять незамедлительные меры по исполнению полномочий местных бюджетов.

Качество обучения

— Назрела необходимость создания комплексной системы оценки качества образования, включающей не только итоги ЕГЭ и государственной итоговой аттестации, но и другие данные— Всероссийские проверочные работы, национальные и международные рейтинги, исследования компетенций учителей. Надо также организовать собственный региональный мониторинг по разным направлениям, как это успешно делается во многих субъектах Федерации.

Электронное образование

— Принята Концепция развития электронного образования в республике до 2020года. Электронное образование должно стать одним из катализаторов качественных изменений в экономике и социальной сфере, формировать запрос на высококвалифицированные кадры в информационной и других сферах, разработки в области современного программного обеспечения, реализации в промышленном производстве новейших, например, аддитивных технологий, 3D-печати, виртуального моделирования, робототехники.

Дополнительное образование

— Важно заниматься интеграцией дополнительного образования с общим, размещать технические лаборатории, творческие кружки и секции не только в центрах дополнительного образования, но и в школах, максимально загружая во второй половине дня кабинеты, спортивные и актовые залы, школьные стадионы.

Профессиональное образование

— Многие колледжи и лицеи не имеют современного оборудования, а значит, и возможности изучать передовые технологии, внедрять стандарты нового поколения. Крупные предприятия, бизнес обязаны оказывать помощь в подготовке квалифицированных кадров. На сегодняшний день мы видим только апатию, представители крупного, среднего и малого бизнеса отмахиваются от этой работы. Это очень печально.

Для организации этой работы прошу Правительство республики закрепить подготовку по отраслевым компетенциям за соответствующими министерствами и ведомствами.

Безопасность детей

— Важная задача— сохранение жизни и здоровья детей, повышение их безопасности. Для исполнения поручений Президента страны по вопросам организации отдыха и оздоровления детей подготовлена нормативная база о региональном государственном надзоре в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Уполномоченным органом является соответствующий Госкомитет республики. Сейчас разрабатывается административный регламент, который предусматривает в том числе обеспечение безопасности детей в местах их отдыха.

Профессиональный стандарт педагога

— Со следующего года в стране начнется внедрение профессионального стандарта педагога. Существенно расширяется перечень уровней и показателей его квалификации, повышаются требования к компетенциям. Появятся должности учителя-наставника, учителя-эксперта, ассистента учителя. К этому времени нужно завершить переход на систему эффективных контрактов с работниками. Она должна служить стимулом к профессиональному и личностному росту педагогов, способствовать достижению высоких результатов в учебной и воспитательной работе.

Из ключевых тем педсовета также можно отметить:

Инклюзивное образование. Как отметили в Министерстве образования РБ, в приоритете культивирование системы ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ограниченными возможностями. Для этого нужно создавать инклюзивную среду в общеобразовательных организациях, так чтобы дети в полном объеме участвовали в жизни школы, детского сада.

Инновационные технологии. Мастер-класс на эту тему продемонстрировал преимущества интерактивного оборудования, виртуальной библиотеки, электронного журнала. В настоящее время электронное обучение используется в 30 процентах школ, более 70 процентов учителей используют информационно-коммуникационные технологии.Разработана Концепция развития электронного образования до 2020 года. Только в этом году на эти цели выделено около 30 млн рублей.

Профессиональный рост педагога. Согласно новым требованиям, учитель должен, в частности, уметь работать с разными категориями учеников, владеть компьютером, знать хотя бы один иностранный язык.

— Если раньше учитель был основным уникальным транслятором знаний, то сегодня он является проводником ребенка в организации учебной деятельности. Самое главное — не дать знания, а научить учиться, — считает министр образования РБ Гульназ Шафикова.

Развитие национального образования. Поддержка и развитие языков народов Башкортостана — важное условие устойчивого развития региона, а следовательно, и страны.

Необходимо решить вопросы по качеству преподавания родных языков, государственного башкирского языка, обеспечить учителей научно-методическими комплектами.

По итогам совещания был разработан «Проект Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан на 2016-2020 годы».

ЕГЭ

Подводя итоги минувшего учебного года, нельзя обойти вниманием единый государственный экзамен. Последние данные свидетельствуют о том, что выпускники 2016 года справились с ЕГЭ лучше предшественников.

— Выбор участников ЕГЭ стал более осознанным,— считает заместитель министра образования РБ Айбулат Хажин.— Если в прошлом году многие выпускники на ЕГЭ по выбору просто пробовали свои силы, в этом году таких было значительно меньше. Благодаря планомерной профориентационной работе с выпускниками и методической работе с учителями показатели улучшились.

Результаты по профильной математике более чем в два раза лучше прошлогодних. Число учащихся, не сдавших базовую математику, сократилось с пяти процентов до двух. А количество отличников, наоборот, выросло почти вдвое. Увеличилась доля высокобалльных работ по русскому языку. В целом ЕГЭ в 2016 году в республике прошел объективно и без сбоев.

Сейчас к сдаче ЕГЭ готовят школьников, начиная с младших классов. В прошлом учебном году Всероссийские проверочные работы писали четвероклассники. Со следующего года подобную практику итоговых экзаменов внедрят в основном звене.

Готовность республики к 1 сентября

В августе учебные заведения проходят паспортизацию — проверяют их готовность к новому учебному году. В Министерстве образования Республики Башкортостан отмечают, что проверка проходит в штатном режиме. Практически все школы и детские сады республики готовы принять детей, а к первому сентября готовность учебных заведений составит 100 процентов.

В этом году за парты сядут более 440 тысяч учеников, из которых 52 тысячи первоклассников. Большая часть их будет учиться в первую смену, и лишь 12,7% — во вторую. На педсовете этот вопрос также обсуждался. Планируется, в частности, что к 2025 году в первую смену будут учиться все российские школьники. Переход на односменное обучение в школах республики пройдет в два этапа. К 2021 году на первую смену полностью перейдут начальная школа и выпускники, к 2025 году — ученики пятых-девятых классов.

Для решения задачи предполагается строительство новых и реконструкция уже имеющихся зданий школ, а также рациональное использование пустующих муниципальных зданий, где можно организовать учебные классы, соответствующие СанПиН.

Новая школа с бассейном на тысячу мест строится сейчас в Стерлитамаке. В следующем году в республике планируется строительство еще четырех-пяти современных школ. На эти цели выделяются субсидии из федерального и республиканского бюджетов.

Наиболее сложная обстановка со вторыми сменами остается в 20 муниципалитетах республики: Иглинском, Белорецком, Туймазинском, Благовещенском, Янаульском, Нуримановском, Белебеевском, Уфимском, Учалинском, Чишминском, Буздякском, Белокатайском, Хайбуллинском, Альшеевском, Бирском, Кушнаренковском, Мечетлинском районах, а также в Стерлитамаке, Уфе и Октябрьском.

При этом в школах 16 муниципалитетов республики уже сейчас все дети обучаются в одну смену. Примером для остальных могут служить школы Бакалинского, Благоварского, Бураевского, Зилаирского, Илишевского, Караидельского, Краснокамского, Кугарчинского, Салаватского, Стерлибашевского, Стерлитамакского, Татышлинского, Шаранского районов, а также Агидели, Межгорья и Салавата.

Что касается очереди в детские сады, по данным министерства образования республики, дошкольные образовательные учреждения посещают около 70 процентов дошкольников (более 8600) в возрасте от года до семи лет. Причем, в январе этого года удалось ликвидировать очередь для детей от трех до семи лет.

Гульназ ШАФИКОВА, министр образования РБ:

— Произошедшие в прошедшем учебном году изменения в системе образования Республики Башкортостан — это начало структурных и качественных преобразований, которые будут продолжены в следующем 2016/2017 учебном году. Цель всех преобразований — это повышение престижа системы образования, обеспечение доступности образования и повышение удовлетворенности родителей.

Поздравляю всех с наступающим учебным годом! Выражаю искреннюю благодарность за кропотливый, повседневный труд, профессионализм и преданность выбранному делу.

Константин Толкачев, председатель Государственного Собрания РБ — Курултая:

— В последние годы особое внимание мы уделяли развитию инклюзивного образования, повышению доступности учебных заведений для граждан с ограниченными возможностями здоровья, организации питания в школах, техническому оснащению учебных заведений. Серьезно обновилась инфраструктура наших школ и детских садов. Очень важное условие высокого качества обучения в нашей системе образования — это инициатива и свобода учителей и школ. Нам нужно гордиться учителями-новаторами, теми, кто развивает и продвигает в практику оригинальные педагогические идеи, и, безусловно, поддерживать их. Без сомнения, педагогический форум даст дополнительный импульс повышению качества работы в сфере образования.

 


В этом году республика дополнительно изыскала 1млрд рублей, чтобы поддержать педагогов и работников культуры

Материалы подготовлены редакцией ГУП РБ Издательский дом "Республика Башкортостан".




Вернуться назад