» » В Мелеузе был храм в честь Святого Парфения

В Мелеузе был храм в честь Святого Парфения27 сен 2017 Просмотров: 1247

По многочисленным просьбам читателей, знакомых с моим трудом «Дорога к Храму», представляю информацию о храме в честь Святого Парфения в г. Мелеузе. Мною было отправлено сообщение в научный центр г. Уфы, а также сообщено преосвященнейшему епископу Салаватскому и Кумертаускому владыке Николаю. О том, будут ли почитать Святого Парфения в Мелеузе, вопрос времени. Храм не мог называться «чувашским», так он назывался в народе. 
Есть подлинный документ о том, что храм был назван в честь Святого Парфения: это рапорт священника Павла Игнатьева.
«Его Преосвященству, Преосвященнейшему Нафанаилу, Епископу Уфимскому и Мензелинскому на дьяконской вакансии священника села Мелеуза, Стерлитамакского уезда, Павла Игнатьева, всепокорнейший рапорт.
В селе Мелеуз с 1901 года два храма: главный Никольский, а второй храм приписной к нему - Парфеньевский, освящённый только в 1905 году, предназначенный для инородцев - чуваш. Оба храма стоят по двум конца села, отстоящие друг от друга. Притч в селе Мелеуз, а в одну целую одну вторую версты. Притч в селе Мелеуз один - трёхчленный при Никольской церкви. Я живу при Парфеньевском храме, служу и исправляю требы в свою неделю один, при помощи церковного сторожа из русских. Парфеньевский храм (престол коего празднуется 7-го февраля), как видно из выше краткоизложенного, очень беден составом священнослужителей, но несравненно беднее своей обстановкой, он перенесён на это место старым. В последнее время, по милости Божьей, храм Парфеньевский стал обставляться более или менее ценными со-
оружениями села Мелеуз. Вторая учительница женской земской Анфиса Иановна госпожа Крылова, из своих скудных средств, добровольно соорудила и пожертвовала в сей бедный храм крест с изображением на нём распятия Господа нашего Иисуса Христа, ценою в 43 рубля и икону Тихвинской Божией Матери в 21 рубль, всего на 64 руб-
ля, обе иконы очень приличного достоинства. Несколько ранее этого, то есть в ноябре месяце прошлого года, жена мещанина города Стерлитамака, проживающая в селе Мелеуз Валентина Михайловна Попова соорудила для сего же храма икону Знамения Божией Матери ценою в 20 рублей, перед сей иконой ею же поставлен подсвечник ценою более чем в 20 рублей и стол - канун стоимостью в рублей 15, всего более чем на 55 рублей. От сих же жертвовательниц и других ожидается ещё кое-какие пожертвования, что будет сообщено об этом своевременно Вашему Преосвященству, для Вашего, Владыко, благосклонного внимания и выражения Архипастырского благословения сим жертвовательницам, через жертвы коих бывшие голые стены храма прилично благоукрасились. Вашего Преосвященства, Архипастыря и Владыки нашего, недостойный послушник священник на дьяконской вакансии (1905 год)».
Мелеуз стал селом в 1863 году, а каждому селу была положена церковь. Первая церковь стояла на месте современного здания  районного Дома культуры (РДК).
«Церковь Святой Троицы в селе Мелеуз, деревянная, основана в 1863 году, но ещё не освящена. Притча положена: священник и причетник, но первый ещё не определён; жалованья от прихожан 60 руб. в год, дом для притча. Прихожан - государственных крестьян из татар и чуваш - 135 дворов, мужчин 399, женщин 424. Училище положено в 1866 году. Церковь от Уфы в 193 верстах», - так написано в исторических документах. Служителем в ней стоял Павел Покровский, а с 1864 года - Димитрий Громогласов.
 Слева от церкви находился дом священника, а справа в 1866 году поместилась церковно-приходская школа, которую могли посещать 30-40 учеников. 
По указу Оренбургского губернского правления №2410 от 11 апреля 1864 года были вымежеваны земли «для довольствия священно-церковнослужителей». В 1877 году церковные земли составляли «пашни 28 десятин 200 саженей, сенокосу четыре десятины 220 саженей, под половиною речки Каран 540 саженей, под болотами чистыми две десятины 900 саженей: «План Уфимской губернии Стерлитамакского уезда, участка церковной земли, вымежеванного к церкви, состоящей в Мелеузе, во имя Животворящей Троицы, для довольствия священно-церковнослужителей, из общей дачи три части Тамьянской волости села Мелеуз, владение казённых крестьян новокрещённых татар и чуваш, согласно указу Оренбургского, а ныне Уфимского губернского правления от 11 апреля 1864 года за №2410 и распоряжения уфимского губернского землемера (присутствовали от священнослужителей Димитрий Громогласов и псаломщик Владимир Павлов) вымежевал и план сей сочинил с найденным отклонением магнитной стрелки… на 1877 год, октябрь, 9 дня… В участке состоят земли: пашни 28 десятин, 200 сажен, сенокосу 4 д. 2200 с., под половиною речки Каран 540 сажен, под болотами чистыми 2 д. 900 с. А всего удобной и неудобной земли тридцать пять десятин тысячу четыреста сорок сажен, а за исключением неудобных мест осталось одной удобной земли 33 десятины».
В 1897 году на Мелеуз обрушился ураган. Он сорвал с церкви купол с крестом и сбросил далеко до реки Каран. Церковь восстанавливать не стали, а рядом с ней выстроили новую, большую. Её стали называть Большой Никольской в честь престольного праздника, отмечаемого в зимнюю Николу.  
Большой колокол на церкви бил при больших событиях, например, в 1914 году он оповестил народ о начале войны с Германией. Если вспыхивал пожар, били в средний колокол, а при сильном возгорании  давали тревогу колоколом. Редким поочерёдным перезвоном извещали о похоронах. Люди выходили из домов и провожали усопших в последний путь. Самый большой колокол весил 102 пуда, средний - 45 пудов. Их звон был слышен даже в селе Ира. 
Большую церковь строили на средства купца Попова. Разрушенную старую церковь лесопромышленник Павел Горшенин перенёс на северный конец села и на свои средства отстроил новую церковь. В ней служил чувашский священник Павел Игнатьев, поэтому эту церковь стали называть чувашской, а из-за малых размеров - ещё и Малой церковью. Она была освящена на праздник Казанской иконы Богородицы, поэтому её называли также Богородской. Обшитая досками Богородская церковь сияла голубизной. По православной традиции священников хоронили возле церкви, в которой они служили. Павел Парфеньевич Горшенин не был священником, но после скоропостижной смерти от сердечного приступа мелеузовцы похоронили его во дворе Малой церкви, отстроенной на его 
средства. 
Большая - Никольская - церковь была закрыта ещё в 1929 году. Её здание со снесёнными куполами и колокольней передано под школу, затем там разместился детский сад, в 1989 году здание разобрано ввиду аварийного состояния. 
Известно, что в 1934 году священником служил Игнатий Васильев. Это были годы гонений и репрессий верующих. Жертвами борьбы с религией стали чуваш Василий Игнатьевич Тимофеев, 1891 года рождения, который 28 ноября 1937 года был расстрелян (реабилитирован 04.12.1992 г.), русский священник Михаил Кузьмич Никитский, 1890 года рождения, арестован 2 августа 1930 года (реабилитирован 31.07.1990 г.), 
домохозяйка Ольга Михайловна Никитская, 1890 года рождения, выслана на три года (реабилитирована).
 
Елена РУЛЁВА,
 краевед.