» » Юбилей журналиста-фронтовика

Юбилей журналиста-фронтовика25 июл 2017 Просмотров: 787

На днях исполнилось 90 лет со дня рождения патриота своей страны и малой Родины, участника Великой Отечественной войны, журналиста Фаткуллы Абдулловича Комиссарова.
Мудрый наставник многих начинающих журналистов, он был принципиальным и неподкупным, умел тонко чувствовать и сопереживать. Его статьями зачитывались, к нему шли за советом и помощью. И для каждого находил он то заветное слово, что помогает справиться с любой болью. 
В своей автобиографии, написанной в 1981 году для музея боевой славы Октябрьской средней школы Красноармейского района Челябинской области, он писал: «Обычно интересуются моей фамилией. Среди башкир, пожалуй, Комиссаровыми себя называют единственно люди нашего родословия. По преданию так: наш предок Иткучук ходил на войну против войска Наполеона, дошёл до Парижа, вернулся и одного из новорождённых сыновей назвал Комиссаром. Дети же человека с непонятным именем стали затем Комиссаровыми. Отец мой, Абдулла Абделбаширович, участвовал в Первой мировой войне, был ранен, возвратился в деревню, а затем по мобилизации на Гражданской войне воевал на стороне красных. В Великой Отечественной защищал Ленинград, там и погиб. На войне погибли два брата. Один брат жив, весь изранен, живёт в деревне…»
Родился Фаткулла Абдуллович 16 июля 1922 года в д. Иткучуково. После окончания семилетки учился в Стерлитамакской средней политико-просветительской школе. Затем работал инспектором районо бывшего Юмагузинского района, избирался секретарём комсомольской организации исполкома райсовета. Была у него мечта - хотел стать лётчиком. Когда же началась война, Ф. А. Комиссаров был направлен в Краснознамённое Тамбовское кавалерийское училище. Ветеран вспоминал: «Окончив училище, я участвовал в мае 1942 года в оборонительных боях на Дону, отступал, а затем мы закрепились в нескольких километрах северо-западнее Сталинграда. Был два раза легко ранен, но в тыл не ушёл. 
Осенью для отвлечения гитлеровцев со Сталинграда, мы почти каждые два-три дня вели наступление, правда, неудачно, так как не было или почти не было поддержки авиации, артиллерии и танков. Как потом узнали, в те дни началось накопление больших сил для окружения немецких войск». 
В октябре 1942-го Ф. А. Комиссаров был тяжело контужен. Несколько месяцев лечился в госпиталях. Затем снова фронт. Участвовал в боях под Касторной, Курском, вновь ранение… Был направлен в незадолго до этого сформированную 96-ю стрелковую дивизию. Осенью 1943-го взводный первым, ведя солдат, вошёл в ледяную воду при переправе через реку Сож. Сильно простудился, получил двустороннее воспаление лёгких, такое тяжёлое, что пришёл в себя только в госпитале. После излечения вернулся в свою дивизию. Он писал: «Я, кавалерийский офицер, всё время был в пехоте командиром взвода». 
В июне 1944 года во время наступления, на подступах к Бобруйску, Фаткулла Абдуллович был ранен и контужен. Из госпиталя он сбежал через три недели, хотелось быть с товарищами. Ушёл, но «грудь «хрипела», так как не однажды пришлось «искупаться при наступлении, и сказывалось тяжёлое воспаление лёгких».
С любовью писал о своих однополчанах Ф. А. Комиссаров: «Очень много можно сказать о героизме воинов 96-й дивизии… Михаил Цветков командовал соседней ротой, он был родом из Калининской области. Командир нашей роты Хади Бодронов был достойным всяких похвал. Прекрасным человеком был мой помкомвзвода Иван Чепкасов, храбрый старший сержант. С большой теплотой вспоминаются отважные солдаты Василий Мостовкин, Михаил Романенко, Кузьма Орлов, Дрёмин, Манжура, а также два друга-тёзки юные Осип и Юсуп, один русский, другой башкир, которые, играя самодельными шахматами, дрались, спорили, а в бою всегда были рядом, выручали друг друга. Когда был ранен один, другой плакал навзрыд. Всегда добрые чувства были у меня к лейтенанту Илье Дегтярёву, старше меня на пятнадцать лет, он был хорошим другом и советчиком. Другой лейтенант, тоже соседний взводный, Алексей Сергеев был не только храбрым, но всегда весёлым. Где все они? На встрече ветеранов дивизии в Казани я никого из них не встречал…».
После излечения, летом 1944 года, Ф. А. Комиссаров был откомандирован во вторую ударную танковую армию, в мотобригаду, где прошёл боевой путь командиром взвода, а затем батареи 82-мм миномётов. Освобождали Польшу до реки Вислы, переправлялись через Нарев, вклинились в бывшую Восточную Пруссию. Ветеран вспоминал: «Для выручки пехоты мы иногда, поставив миномёты в «студебеккеры», шли в атаку. Во время одной из атак я подорвался на мине замедленного действия, и солдаты вынесли меня из поля боя, отправили в санбат. Ампутировать ногу я не давал, но лечился долго».
За два месяца до окончания войны Ф. А. Комиссаров вернулся домой. Начал работать в семилетней школе, помогал колхозу, а затем его назначили инструктором райкома партии. Четыре года он возглавлял районную газету, а в 1952 году Комиссарова избрали секретарём райкома партии. Через несколько лет, в связи с ухудшением здоровья, он обратился в обком с просьбой перевести его на другую работу. Был собственным корреспондентом республиканских газет «Кызыл тан» и «Совет Башкортостаны». 
В редакции газеты «Путь Октября» есть стенд, рассказывающий о журналистах, участниках Великой Отечественной войны. Есть на нём и портрет Фаткуллы Абдулловича Комиссарова. Уважаемого, почитаемого коллегами, жителями района и города человека. 
Валентина БАБЕНКО.