» » Маленькая история большого фильма, или Как грузовик-«полуторка» стал легковым автомобилем

Маленькая история большого фильма, или Как грузовик-«полуторка» стал легковым автомобилем17 ноя 2016 Просмотров: 1684

Сегодня известному журналисту, Почётному гражданину
г. Мелеуза и Мелеузовского района М. Г. Пильнову
исполнилось бы 90 лет

Маленькая история большого фильма,  или Как грузовик-«полуторка» стал легковым автомобилемКаждый из нас за короткую ли, долгую ли жизнь просмотрел множество кинолент самого разного жанра. И у каждого, конечно, есть свои любимые фильмы, актёры, режиссёры… Безусловно, хороших фильмов много, но я хочу рассказать тебе, читатель, о документальной киноленте, которую пока посмотрели немногие, но те, кто её видел, запомнили и не остались равнодушными. 

Часть 1. В начале была идея
Моё повествование - об истории создания фильма «Полуторка», снятого Мелеузовской народной любительской киностудией «Зёрнышко» в 1984 году. Авторы фильма Михаил Григорьевич Пильнов и Николай Фёдорович Дрямов - известные в нашем городе люди. Думаю, не стоит пересказывать содержание ленты, посвящённой Калимулле Абдулловичу Ибрагимову, поколесившему по военным и мирным дорогам на своём грузовике-«полуторке» «ГАЗ-АА». Просто настоятельно советую всем посмотреть фильм. 
Кинолента стала в 1985 году лауреатом фестиваля любительских фильмов в Москве и демонстрировалась в 1986 году по Центральному телевидению СССР. «Полуторка» - дипломант Х Международного фестиваля любительских фильмов социалистических стран.
Вначале была идея. Идея сделать фильм о грузовике-«полуторке» и её водителе, вместе проехавших немало военных дорог. М. Г. Пильнов, в прошлом сам фронтовой шофёр, какое-то время работал в автоколонне №1839 с К. А. Ибрагимовым, возглавившем первую автоколонну из 100 «полуторок» из Мелеуза на фронт в июне 1941 года. 
Главными героями фильма стали Калимулла Абдуллович и «грузовичок-фронтовичок», что ясно и по названию фильма. Приближалось 40-летие Победы в Великой Отечественной войне. Уже давно отгремели бои, пришло новое послевоенное поколение и людей, и машин. Даже в автоколонне №1839, где «ГАЗ-АА» в военные годы составляли основу автопарка, на тот момент не сохранилось ни одного подобного грузовика. 
Авторами фильма в поисках машины были пройдены все предприятия города. А сколько гаражей, подвалов, свалок обследовано! И вдруг - кто-то подсказал, что такая машина имеется в сарае ветеринарной лаборатории. Но, увы, опять мимо: автомобиль недавно сдали на металлолом, и следы его затерялись. К поискам присоединился директор автоколонны №1839 Семён Макарович Масютин. И ведь нашли-таки они свою «полуторку»! И где! На границе с Оренбургской областью, в захудалой деревушке, во дворе колхозника-фронтовика. 
...Холодная, дождливая поздняя осень 1983 года. Снег с дождём, дорога покрыта первым ледком. И вдруг в рабочем кабинете заместителя редактора местной газеты «Путь Октября» М. Г. Пильнова телефонный звонок:
- Михаил Григорьевич, собирайся! Нашёл «полуторку»! В кугарчинских лесах, в деревне. Взамен поедет «ГАЗ-51» после капитального ремонта, - радостно кричит в трубку С. М. Масютин.
 
Маленькая история большого фильма,  или Как грузовик-«полуторка» стал легковым автомобилемСледом зазвонил телефон у Н. Ф. Дрямова:
- Коля, собирайся, завтра поедете в Кугарчинский район. Водитель опытный, с автотранспортного предприятия. Бензином заправят, возьми кинокамеру, будешь снимать, - взволнованно сообщил М. Г. Пильнов, ещё не веря в удачу.
Ранним утром следующего дня водитель, как он просто представился - Володя, вместе с Николаем Фёдоровичем выехали из гаража автоколонны №1839 на заправку. Залили полный бак. 
В кабине тепло, «ГАЗ-51» идёт сильно, ходко. Да и день тот выдался солнечным, ясным. До деревни доехали быстро, нашли нужный дом. 
А за низенькой калиткой, во дворе… Во дворе стояла… ОНА! «ПОЛУТОРКА»! Настоящая, родная, военная, с выбоинами от пуль и осколков снарядов на деревянных бортах, да ещё и на ходу! Гостей встретил хозяин солидного возраста, с бородой, немного глуховатый. Увидев «ГАЗ-51», который предназначался для обмена на «полуторку», обомлел. «Как он «танцевал» вокруг новой машины! И обнимал её, и гладил, и разговаривал с ней! А как же иначе можно встречать «невесту»?» - с улыбкой вспоминает Н. Ф. Дрямов.
 Водитель «ГАЗ-51» и оператор были поражены этим свиданием. Бывший фронтовой шофёр забрался во все уголки машины, прощупал все винтики, обласкал со слезами на глазах и, дрожащим голосом напевая «Песенку фронтового шофёра», долго копался под капотом. Как это «невесту» и не посмотреть!? 
Весь процесс знакомства и обмена снимался на киноленту, Николай Фёдорович не выпускал из рук кинокамеру, понимал важность момента. К сожалению, эта лента затерялась за давностью лет. 
 
Маленькая история большого фильма,  или Как грузовик-«полуторка» стал легковым автомобилемА попала «полуторка» сюда, в глубинку, очень прозаично. Машину подарил передовому колхознику, бывшему военному шофёру, колхоз. В крестьянском хозяйстве грузовик перевозил солому, корма, - да мало ли каких нужд на сельском подворье. Сельсовет грузовик списал, а его водитель, не желая расставаться с баранкой военного грузовика, попросил машину на металлолом не сдавать, а оставить ему, ведь «полуторка» стала для него частью души. А за это колхозник обещал помогать односельчанам с перевозкой дров, сена и прочей деревенской необходимости. 
Не обошлось без казуса: госавтоинспекция объявила, что грузовой автомобиль иметь в собственности частному лицу нельзя. Но сметливый крестьянский ум и здесь нашёл выход из положения. Кузов был укорочен, грузоподъёмность машины уменьшилась, на заднем мосту вместо четырёх колёс осталось два. И так как модификация грузовика теперь не соответствовала...
 
 
Понравилась статья? Ищите полную версию в бумажном
или электронном варианте газеты. 

* Оформить подписку на бумажное издание можно в отдел подписки и доставки по ул. Воровского, 6,
а также в любом отделении почты.
 * Оформить подписку на электронное издание можно здесь. 

Тамара ВЕРЁВКИНА,
заведующая городской юношеской библиотекой №3.