» » Живая история русской живописи

Живая история русской живописи1 ноя 2016 Просмотров: 1690

 
Воскресенской картинной галерее, филиалу БГХМ им. М. Нестерова - 45 лет 

Живая история русской живописи Дорого и свято село Воскресенское для многих столичных художников своим олицетворением Родины, ролью, которую сыграло оно в их судьбах. 
...1941 год. Из Москвы на восток медленно шли поезда, пропуская воинские эшелоны с орудиями и танками. Эвакуировались заводы, институты, музеи, театры. В одном из таких поездов ехали воспитанники Московской средней художественной школы (МСХШ). 
В конце июля первая группа москвичей прибыла в Башкирию, в старинное горнозаводское село Воскресенское. Столичные ребята, которые всю жизнь жили в городе, вдруг оказались в большом русском селе с самым настоящим крестьянским укладом: избы, коровы, лошади, поля, горы, церковь с крестами, здания райсовета, военкомата… Здесь со всех окрестных деревень собиралось мужское население и уезжало на фронт. «Помню бабий вой, эти страшные сцены. Проводы, проводы, проводы… С каждым месяцем становилось всё труднее и голоднее…», - вспоминает сегодня Павел Никонов, живописец, профессор, академик РАХ, народный художник России, лауреат Государственной премии РФ, один из воспитанников МСХШ. Такие впечатления навсегда оставили след в художественном сознании будущих живописцев. 
Уральское пространство с открытым равнинным горизонтом, с суровой, снежной, мглистой зимой, бушующей весной, туманной и пышной осенью, мощные стены старинного медеплавильного завода, особенные люди этого края и… тяготы военного лихолетья - всё это стало для московских детей творчески плодотворным и незабываемым источником вдохновения. Притягательная простота деревенского мира рождала всё новые творческие замыслы, огромное количество натурного материала - портретов, жанровых композиций на исторические темы, событий гражданской войны на Урале и бунта яицких казаков.
…Прошло два года. В конце мая 1943-го школа возвращалась в Москву. Московские художники-«воскресенцы» вспоминают, как прибыли подводы и машины. На них погрузили имущество, картины, весь скарб. Машины ушли вперёд. Вечером двинулись обозы, а за ними налегке и  школа. До Ишимбая предстояло пройти пешком около полусотни километров. Поначалу шли быстро и всё оглядывались. Позади остались село, пруд, обжитые до последней щели в полу дома… Позади оставались супы из воблы, простыни, примерзавшие зимними утрами к стенам, футбольные баталии на шлаковом поле, прогретые солнцем крыши, на которых было так славно по весне писать этюды, трудолюбивые люди, изумительная природа - всё, благодаря кому и чему они стали богаче…
Вскоре, после возвращения школы в Москву, 100 воскресенских акварелей, рисунков, живописных полотен, было отправлено в США на выставку. Тот корабль, пересекая океан, подорвался на фашистской мине и затонул. С ним погибли и работы ребят. Другие работы, выставленные в Третьяковской галерее, были куплены иностранцами. Вырученная валюта была отдана на нужды фронта. Зная эти исторические факты, понимаешь цену сохранившимся «маленьким шедеврам» периода эвакуации в Башкирии. 
Долгое время вынашивали московские живописцы идею -  организовать в «далёком и всегда...
 
Елена БАРАНОВА, 
заведующая Воскресенской картинной галереей.
 

Понравилась статья? Ищите полную версию в бумажном
или электронном варианте газеты. 

* Оформить подписку на бумажное издание можно в отдел подписки и доставки по ул. Воровского, 6,
а также в любом отделении почты.
 * Оформить подписку на электронное издание можно здесь.