» » В воспитании детей мелочей не бывает

В воспитании детей мелочей не бывает13 июн 2016 Просмотров: 1347

В последнее время в обществе всё чаще стали вспоминать о том, что воспитание человека закладывается с ранних лет, что следует помнить о правилах общежития, о толерантности, уважении самого себя и окружающих. Сегодня мы говорим о становлении человека как личности с Лизой Акрамовной Кашаповой - членом общественной организации «Дети войны», ветераном педагогического труда, долгие годы возглавлявшей детский сад №14. Лиза Акрамовна предложила рассмотреть несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются взрослые, общаясь с ребёнком. 
- К сожалению, нередко в воспитании детей мы действуем стихийно, по принципу «как получится». При этом не задумываемся над тем, правильно ли поступаем в той или иной ситуации. А это, уверяю вас, имеет немаловажное значение. 
Вот одна задача. Шестилетний мальчик увидел открытую банку с вареньем, стоящую на обеденном столе. Пододвинув её к себе, стал пальцем доставать варенье и облизывать его - раз, второй, третий. Это заметила бабушка: «Ты что же, внучек, пальцем в банку лезешь?» Мать: «Возьми лучше ложку». Отец, улыбнувшись, заметил: «Второй вариант не лучше первого». Мать: «А тебе что, варенья жалко для ребёнка?» Мальчик же на вопрос, правильно ли он поступил, ответил: «А мне очень хотелось варенья».
Какие ошибки были допущены взрослыми? У шестилетнего мальчика не выработаны элементарные нравственные и гигиенические привычки. Он не умеет есть варенье (положить в розетку), не знает, что надо спросить разрешения у старших. Кроме того, не приучен есть в определённое время вместе со всеми. А разве редко ли мы наблюдаем за тем, как молодая мама, решив успокоить ребёнка, наскоро суёт ему в руки печенье, пряник, бутерброд, и он с ними ходит по дому, ест на улице, в транспорте. Отсюда вырабатывается привычка жевать на ходу. Это хорошо наблюдается у детей в детском саду, когда они выскакивают из-за стола, продолжая жевать. Воспитателям долго приходится переучивать таких детей.
Другая ситуация. Девочка заправляет свою кровать только тогда, когда мама об этом напомнит. Если напоминания нет, то кровать остаётся незаправленной. Однажды мама рассердилась и сделала замечание: «Сколько раз тебе напоминать, что должна кровать заправлять?» Девочка ответила: «Ты же, мама, не напомнила мне! Я пошла в детскую - кровать заправлена». Мать: «Это же не ты сделала, а бабушка!», «А какая разница? Бабушке всё равно делать нечего, она же на пенсии!» Отец, услышав последние слева девочки, рассердился на неё: «Как ты смеешь так говорить о бабушке?»
Проанализируем, кто какие ошибки допустил. Мать приучила девочку заправлять кровать только при напоминании. Ребёнок не осознал, что уборка постели - ежедневная обязанность. Бабушка не должна была сама заправлять кровать, а объяснить девочке, что это её обязанность. У девочки не воспитано чувство уважения к старшим. В этом виноваты мать, отец и сама бабушка. В семье, к сожалению, нет согласованности в воспитании ребёнка.
Четырёхлетняя Лариса играет с куклами. Взяла ножницы, оставленные отцом тут же на столе, и стала отрезать от новой косынки, которую папа подарил маме, лоскуты. Возвратившись в комнату, отец наказал девочку, поставив в угол.
В данном случае папа допустил несколько ошибок: не положил ножницы в недоступное место. Разве мало мы слышим и читаем об опасности таких оплошностей: то пожар из-за спичек, то отравление или даже смерть от таблеток, травмы из-за колющережущих предметов. И, наконец, напрасно не согласился с мнением матери о том, что Ларису надо освободить из угла и объяснить неправильность её поступка.
А всегда ли мы правильно организовываем проведение дней рождения детей, когда по своему стилю он почти повторяет застолье взрослых? Однажды мы показали на родительском собрании документальный кинофильм «Они смотрят на вас». Подготовительной группе дошкольников предложили провести день рождения одного из друзей. На стол поставили торт, фрукты, конфеты, лимонад со стаканами и дали полную инициативу, продолжая наблюдать со стороны. Поражённые увиденным родители сделали вывод, что копировка была отличная - дети наполнили лимонадом стаканы, чокались, провозглашая:«За твоё здоровье», «Ты меня уважаешь?» Кто-то начал закручивать сигару-газету, выйдя из-за стола, стали в обнимку качаться. А в конце на вопрос, нравится ли им этот праздник, многие дети ответили утвердительно: «Конечно, весело же».
Как же прав великий педагог А. С. Макаренко, говоря о том, что воспитываем мы детей всем своим поведением, поступками, разговорами, каждой минутой, всей жизнью. Очень важно всю силу направить на усвоение азов воспитания детей, причём, чем раньше, тем лучше, и без устали внедрять в жизнь. 
Работники детских садов, учителя в школах всё острее чувствуют недостаточность этого. Вседозволенность, отсутствие самообслуживания сказывается на поведении некоторых единственных детей в семье. А ведь на перевоспитание уходит гораздо больше сил, чем на воспитание родителями.

Валентина БАБЕНКО.